Корабельная АТС, закаленная в морских условиях: КАТС Максиком обеспечивает надежную, четкую и уверенную связь от порта до океана
В различных ситуациях на судне важно иметь надёжное средство коммуникации. И крайне важно, чтобы связь была доступна на всех участках судна — в случае аварии, при управлении и маневрировании, в машинном отделении, между членами экипажа, а также на палубе.
КАТС Максиком позволяет полноценно реализовать все перечисленные функции судовой связи на морских судах любого масштаба и назначения.
В этом материале:
- Преимущества судовых АТС
- Где используются Корабельные АТС?
- Судовые АТС серии КАТС Максиком
- Новые горизонты морской коммуникации благодаря корабельным АТС Максиком
- Оптимальное коммуникационное решение для вашего судна
- Надежность, готовность к эксплуатации и полное сервисное сопровождение оборудования Максиком и Максифон
Судовые АТС: связь на борту судов и внутренняя телефонная сеть

В морской индустрии системы связи, называемые судовыми или корабельными АТС, обеспечивают устойчивую связь между экипажем, пассажирами и внешним миром. Современные КАТС становятся все более технологичными и предлагают множество полезных дополнительных функций: голосовую почту, сбор конференций, громкоговорящую связь, тесную интеграцию с судовыми системами — от навигации до безопасности, и многие другие.
Основные преимущества судовой АТС
- Внутренняя и внешняя связь — быстрый обмен голосовыми сообщениями между членами экипажа и связь с наземными службами,
- Надежность и устойчивость — системы связи для судоходства проектируются с учетом морских условий — солёный воздух, вибрации и экстремальные температуры,
- Экстренные вызовы — оснащены функциями быстрого реагирования: тревожные сигналы, аварийная связь и маршрутизация важных вызовов,
- Экономия — использование VoIP позволяет снизить расходы на связь без потери качества,
- Масштабируемость и гибкость — IP-системы легко адаптируются под требования судна,
- Интеграция — например, с охранными системами, для создания единой среды,
- Использование VoIP — сети IP АТС передают голос и данные по уже существующей цифровой инфраструктуре, что делает связь не только качественной, но и экономичной.
Где используются Корабельные АТС?
Круизные лайнеры — коммуникация между персоналом и пассажирами, а также развлекательные и информационные сервисы и связь с внешним миром. КАТС обеспечивает автоматическое соединение абонентов, позволяет совершать звонки по всему кораблю и за его пределы:
Внутренняя связь
- АТС позволяет пассажирам и членам экипажа связываться друг с другом внутри лайнера для координации действий, организации встреч , вызова помощи в случае необходимости и просто для общения,
Внешняя связь
- АТС обеспечивает возможность совершения звонков на берег, в другие страны и города, а также приём входящих звонков для связи с родными, решения деловых вопросов и заказа дополнительных услуг во время стоянок в портах,
Управление звонками
- АТС может включать в себя различные функции, такие как переадресация вызовов, голосовая почта и конференц-связь, значительно повышая эффективность коммуникации,
Экономия средств
- Использование АТС снижает расходы на международные звонки, особенно если лайнер посещает разные страны,
Надежность
- Современные АТС, в том числе IP АТС, обеспечивают высокую надёжность связи, а на круизном лайнере могут быть единственным инструментом в случае чрезвычайной ситуации,
Удобство
- АТС позволяет использовать различные устройства для связи, включая IP-телефоны, софтфоны.
Грузовые суда — обмен сообщениями между отделами, контакт с портами и агентствами, внутренняя телефонная связь между различными помещениями и постами на судне, связь с берегом во время стоянки, а также координация работы, обеспечение безопасности и другие цели:
Внутренняя связь
- АТС обеспечивает связь между капитанским мостиком, машинным отделением, каютами экипажа, камбузом и другими помещениями на судне для быстрой передачи информации, распоряжений и координации действий,
Внешняя связь
- АТС позволяет устанавливать соединение с береговыми телефонными сетями, что необходимо для связи с офисами, портовыми службами, родственниками и другими внешними абонентами,
Дополнительные возможности благодаря АТС
- Кроме простого соединения, судовые АТС могут поддерживать дополнительные функции, такие как конференц-связь, переадресация вызовов, срочный вызов занятого абонента и другие,
Надежность и долговечность
- Судовые АТС разрабатываются с учётом специфики морской среды и обладают повышенной надёжностью и долговечностью.
Специальные суда, такие как ледоколы — обеспечение внутренней телефонной связи между членами экипажа, оперативная связь для решения различных задач, связанных с управлением судном и обеспечением его работы в сложных условиях:
Внутренняя связь
- АТС на ледоколе необходима для осуществления связи между различными отделами и членами экипажа, капитаном, вахтенными офицерами, механиками, радистами и т.д.,
Координация действий
- В ледовых условиях, где требуется быстрая и чёткая координация действий, АТС позволяет оперативно передавать информацию и приказы, что необходимо для безопасного и эффективного управления судном,
Управление судном
- АТС используется для связи между мостиком, машинным отделением, радиорубкой и другими ключевыми постами управления,
Обеспечение безопасности
- В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, АТС позволяет быстро оповестить весь экипаж и координировать действия по ликвидации последствий,
Быт на судне
- АТС также играет роль в обеспечении бытовых нужд экипажа, например, для связи между каютами, столовой и другими помещениями.

Суда рыбопромыслового флота — для организации внутренней связи между различными постами и членами экипажа, координации работы, обеспечения безопасности и поддержания порядка на борту:
Организация внутренней связи
- Оперативная связь между различными отсеками, постами управления (например, капитанский мостик, машинное отделение, рыбообработка), а также между членами экипажа,
Координация действий
- АТС позволяет командиру судна и другим ответственным лицам быстро отдавать команды, получать информацию и координировать действия в штатных и нештатных ситуациях, таких как промысловые операции, шторм, пожар и т.п.,
Поддержание порядка и безопасности
- Связь через АТС помогает поддерживать дисциплину, оперативно реагировать на любые нарушения и обеспечивать безопасность экипажа и судна,
Взаимодействие с береговыми службами:
- В зависимости от конфигурации, АТС может быть интегрирована с системами внешней связи, позволяя экипажу взаимодействовать с береговыми службами, например, для получения метеосводок, информации о промысловых районах, оказания медицинской помощи и т.д.,
Обеспечение связи в экстренных ситуациях:
- В случае аварии или другой нештатной ситуации, АТС позволяет оперативно связаться с береговыми службами и запросить помощь, а также координировать действия экипажа по спасению,
Сокращение времени реагирования
- Быстрая связь, обеспечиваемая АТС, сокращает время реагирования на различные ситуации,
Повышение эффективности работы
- Четкая и быстрая связь между членами экипажа повышает эффективность работы на всех этапах промыслового процесса.
Военно-морские корабли — связь между командующими и экипажем, координация операций, внутренняя и внешняя телефонная связь, громкоговорящая связь. Все вышеперечисленное важно для координации действий экипажа, управления судном и обеспечения безопасности в различных ситуациях:
Внутренняя связь
- АТС обеспечивает связь между различными отсеками и членами экипажа на борту корабля для того, чтобы оперативно отдавать приказы командирам, экипажу координировать действия и быстро решать возникающие проблемы,
Внешняя связь
- АТС позволяет осуществлять телефонные звонки на берег, на другие суда и другие военные объекты для связи с командованием, получения инструкций, передачи информации и координации действий с другими подразделениями,
Интеграция систем связи
- АТС может интегрировать различные системы связи, например, громкоговорящую связь, чтобы использовать разные каналы в зависимости от ситуации,
Обеспечение безопасности
- В случае аварийных ситуаций или других чрезвычайных происшествий, АТС играет важную роль в обеспечении безопасности, позволяет быстро передавать информацию, координировать действия спасательных служб и обеспечивать связь с береговыми службами,
Поддержка различных сервисов
- Современные АТС на кораблях могут поддерживать различные сервисы, включая видеоконференции, повышая комфорт и эффективность работы экипажа.
Морские суда работают в суровых условиях, принципиально отличающихся от наземных — значительные перепады температур, высокая влажность и солёность воздуха. Взрывоопасные среды и постоянные вибрации создают серьёзные требования к техническому оборудованию, которое должно справляться с такими испытаниями на протяжении длительного времени.

Надёжное решение для оснащения морских судов, осуществляющих плавание в неограниченных районах, соответствующие высоким стандартам судоходства и обеспечивающие стабильную работу даже в самых суровых условиях.
Подтверждено: имеется Свидетельство о типовом одобрении Российского Морского Регистра Судоходства № 23.44.01.09989.120 от 13.10.2023 г., что гарантирует соответствие требованиям отрасли и уверенность в эксплуатации.
Адаптированная к экстремальным условиям станция судовой связи Максиком спроектирована с учетом специфики работы в суровых морских условиях:
- Герметичный корпус со степенью защиты IP65, защищённый от влаги и пыли,
- Надёжно герметизированные кабельные вводы,
- Морские амортизаторы (виброподушки) снижают воздействие вибраций и ударов,
- Модули расширения покрыты специальным лаком, устойчивым к влажности и солевым испарениям,
- Надёжность энергоснабжения,
- Предусмотрено резервирование питания на случай аварий,
- Панель ПЗСС-1 отображает текущее состояние: основное и резервное напряжение, уровень заряда АКБ,
- При аварии срабатывает звуковая сигнализация,
- Корпус панели также герметичен, что обеспечивает защиту от внешней среды.
Гибкость конфигурации: модульная архитектура позволяет расширять емкость от 8 до 1200 портов — конфигурация станции осуществляется индивидуально, согласно техническому заданию.
Типы подключений внешних линий:
- 2-проводные аналоговые линии,
- E1 ISDN,
- VoIP,
- GSM,
- МБ,
- ТЧ,
- ГГС.
Типы подключаемых телефонных аппаратов (ТА)
- Системный ТА (пульт связи),
- ТА с импульсным и тональным набором,
- ТА МБ, ЦБ, VoIP, GSM.

Решения в сфере судовой связи отличаются впечатляющей комплексностью, адаптируемостью и устойчивостью — давайте исследуем ключевые технологии, которые открывают горизонты морской коммуникации благодаря корабельным АТС Максиком:
1. Благодаря гибкой интеграции, система КАТС Максиком превращается в настоящий командный центр: не просто объединяет телефонную связь и радиоканал, а создает единое коммуникационное пространство.
Например, если радиопередатчик на спасательной шлюпке передаёт экстренное сообщение, через судовую АТС оно мгновенно переадресуется капитану или другим членам экипажа, а ответ может быть получен в режиме реального времени — по обычному телефону. Такой механизм обеспечивает:
- Мгновенную связь между различными средствами коммуникации,
- Автоматическую маршрутизацию вызовов,
- Улучшенную координацию действий команды,
- Повышенную готовность к внештатным ситуациям.
2. Судовая АТС Максиком демонстрирует исключительную адаптивность — уважает проверенные временем технологии и одновременно поддерживает современные стандарты связи. Даже если на борту используются классические диспетчерские пульты, отказываться от них не обязательно — устройства могут быть интегрированы в цифровую систему благодаря модулю МБ.
Подобная схема подключения обеспечивает:
- Устойчивую связь между традиционными и новыми коммуникационными устройствами,
- Возможность выхода на береговые телефоны и пульты через расширенные каналы,
- Повышение надежности связи и отказоустойчивости всей судовой инфраструктуры.
Модуль ТЧ позволяет подключать аналоговые каналы, сохраняя гибкость в конфигурации связи. Благодаря чему КАТС Максиком превращается в универсальную платформу, способную работать практически с любым оборудованием.
3. В условиях повышенного уровня шума на судне связь должна быть не просто доступной — она обязана быть чёткой, мгновенной и удобной в использовании. КАТС Максиком с лёгкостью справляется с этой задачей, интегрируя:
Переговорные устройства Максифон идеально подходят для шумных или запылённых помещений, например, машинного отделения или ремонтной зоны. Благодаря отсутствию номеронабирателя и прочному исполнению, устройства можно разместить прямо на рабочем месте, поддерживая связь без отрыва от выполнения задач — будь то срочный ремонт или координация действий во время учений.
Линейка переговорных устройств громкой связи Максифон включает следующие модели:
- Вандалоустойчивые — MXFuvs для суровых условий эксплуатации,
- Всепогодные — MXF vsut надёжно работают в любых климатических условиях,
- VoIP — MXF IP video (IP терминал дуплексной ГГС с интегрированной IP видеокамерой) и MXF IP-audio.
4. Громкоговорящая связь, реализованная на базе АТС Максиком, открывает новые возможности в управлении судовыми процессами и повышает эффективность взаимодействия команды в реальном времени.
Система поддерживает:
- Настенные громкоговорители — для кают и рабочих помещений с умеренным уровнем шума,
- Мощные громкоговорители — предназначены для зон с высоким уровнем шума, например, машинных отделений.
Для различных конфигураций предусмотрены:
- Усилитель ГГС — обслуживает до 30 громкоговорителей,
- Адаптер линейного выхода — позволяет подключать универсальные усилители мощности,
- Оба компонента производятся под брендом Максиком и могут быть включены в состав оборудования по запросу Заказчика.
Дополнительные функции:
- Мгновенная организация телефонной конференции,
- Режим «Следуй за мной» — помогает быстро найти нужного члена экипажа и перенаправить вызов на ближайший телефон,
- Интеграция громкоговорящей связи в единую коммуникационную систему судна не исключает возможность параллельной работы автономной ГГС, обеспечивая резерв и устойчивость в любых условиях.
5. Связь с мобильными членами экипажа — как на судне, так и на берегу — организуется с максимальным удобством благодаря гибкости системы КАТС Максиком.
На борту:
- Телефонные аппараты DECT обеспечивают мобильность, позволяя членам экипажа свободно перемещаться и оставаться на связи,
- Устройства подключаются непосредственно к судовой АТС и создают внутреннюю сеть с высоким качеством сигнала.
На берегу:
- GSM-шлюз (сотовый мост) расширяет зону охвата, интегрируя наземных сотрудников в судовую телефонную систему,
- Члены экипажа остаются доступными и могут быть вызваны при необходимости — даже находясь вне судна.
В случае внештатной ситуации:
- Экипаж на суше может незамедлительно связаться с диспетчером на судне и получить инструкции или помощь.
Архитектура Максиком позволяет:
- Создать непрерывное коммуникационное пространство, охватывающее море и сушу,
- Повысить оперативность принятия решений,
- Упростить координацию действий между командами на борту и на берегу.
6. Судовая связь выходит на новый уровень благодаря применению VOIP-технологий и конвергентных решений, интегрирующих традиционную телефонию с IP-телефонией. Таким образом, КАТС Максиком открывает возможности, ранее недоступные для судовых систем связи, для решения современных морских задач.
Преимущества IP-телефонии в системе КАТС «Максиком»:
- Совместимость со всеми типами телефонов, включая VOIP-устройства,
- Актуальность для специализированных судов — научно-исследовательских, ледоколов и др.,
- Гибкость конфигурации, расширяемость и простота интеграции в существующую инфраструктуру,
- Повышенная чёткость и стабильность связи, особенно при передаче данных.
Примером практического применения технологии являются ледоколы Атомфлота, где IP-телефония стала частью комплексной системы связи на базе АТС Максиком.
Конвергентный подход позволяет:
- Централизовать управление каналами связи,
- Расширить возможности удаленного доступа и контроля,
- Повысить надёжность и отказоустойчивость судовой связи.
Преимущества VoIP АТС на судне:
- Объединение различных видов связи (телефон, факс, интернет) в единую систему,
- Возможность легко адаптировать систему под изменяющиеся потребности судна,
- Простое управление и настройка системы,
- Высокая надежность связи при правильной настройке и достаточной пропускной способности интернет-соединения.
6. Все функции диспетчерского и капитанского пульта реализуются через системный телефонный аппарат, что делает систему универсальной и удобной в эксплуатации:
- Управление громкоговорящей связью в отдельных помещениях,
- Координация экипажа через дуплексные переговорные устройства,
- Сбор телефонных конференций и селекторных совещаний.
- Кнопки программируются на АЛ рулевой рубки, служб и постов,
- Быстрое подключение дополнительных участников к конференции,
- Линии пульта имеют наивысший приоритет, капитан может подключаться к любому соединению.
Громкое оповещение и пейджинговая ГГС:
- Каналы громкоговорящей связи подключаются к АЛ,
- Пульт капитана запускает громкое оповещение и вызывает нужного офицера через пейджинговую ГГС — офицеру поступает указание подойти к ближайшему телефонному аппарату.
Связь между рулевой рубкой и постами:
- В рубке устанавливается СТА с фиксацией трубки (антивибрация),
- Для вызова любого поста — простое нажатие кнопки,
- На постах используются влагозащищённые аппараты с фиксацией трубки,
- Режим прямого наведения: при снятии трубки автоматически вызывается пульт рубки.
Связь для ЦПУ (Центральный пост управления):
- Системный телефон с фиксацией трубки,
- Возможность установки дополнительных аппаратов,
- Все абоненты ЦПУ объединяются в группу,
- Организация связи с капитаном, рубкой, жилыми помещениями,
- Выход на канал громкого оповещения с пульта ЦПУ.
Для защиты от вибраций обеспечивается специальная фиксация телефонной трубки, что особенно актуально на судах с высокими нагрузками и сложными условиями эксплуатации.
В зависимости от конфигурации и специфики судна, можно организовать несколько пультов связи — благодаря архитектуре судовой АТС КАТС Максиком система поддерживает подключение до 48 системных телефонных аппаратов, обеспечивая масштабируемость и гибкость.
Возможна параллельная и независимая работа:
- Телефонной связи на базе судовой АТС,
- Пульта диспетчерской связи.
7. Оперативная удалённая настройка судовой АТС — ещё одно важное преимущество КАТС Максиком, обеспечивающее гибкость и контроль над судовой связью без физического присутствия у оборудования.
Возможности:
- Изменение программных настроек осуществляется удобно с компьютера, без необходимости вмешательства в аппаратную часть,
- Скачивание данных о соединениях из памяти АТС для последующего анализа и документирования.
При наличии сети LAN:
- Удалённое администрирование работает даже в случае, если АТС и управляющий ПК находятся в противоположных частях судна,
- Обеспечивается стабильное и безопасное соединение, не зависящее от расстояния внутри судна.
Возможности особенно ценны:
- При необходимости быстрого реагирования на изменение конфигурации связи,
- Для крупных судов с распределённой структурой рабочих помещений,
- В ситуациях, требующих аудита или оптимизации маршрутов соединений.
9. Сохранение телефонной связи в экстремальных условиях — один из важных аспектов надёжной судовой инфраструктуры, особенно в аварийных или нештатных ситуациях.
В судовых АТС Максиком реализована схема резервного питания, обеспечивающая бесперебойную работу судовой АТС:
- Основное питание поступает от судового дизельного генератора,
- В случае его аварийной остановки активируется резервная судовая батарея,
- Связующим элементом является инвертор 24В, который подключается к АТС и обеспечивает преобразование напряжения для корректной работы оборудования.
Архитектура КАТС Максиком:
- Поддерживает стабильную связь даже в условиях полного отключения основного источника питания,
- Защищает коммуникационную систему от потери работоспособности при авариях,
- Повышает безопасность судна и эффективность реакции команды.
10. Дополнительные возможности передачи аварийного сигнала в составе судовой АТС Максиком значительно повышают надежность системы связи на борту, особенно в условиях ЧС.
Интеграция с палатным коммутатором
- Используется специальный малогабаритный коммутатор (аналог палатного из медсистем),
- К одному устройству можно подключить до 10 различных датчиков, включая датчики аварийно-предупредительной сигнализации.
При срабатывании датчика:
- Сигнал поступает на коммутатор,
- Коммутатор имитирует подъем трубки,
- Сигнал передается по абонентской линии на нужный пульт или устройство,
- Включается режим прямого наведения для мгновенной связи.
Преимущества решения:
- Быстрая и автоматическая передача тревожного сигнала без участия оператора,
- Гибкость в выборе типов подключаемых датчиков,
- Повышение отказоустойчивости систем связи на борту судна.
Выберите оптимальное коммуникационное решение для вашего судна
- Упрощенная инфраструктура КАТС Максиком обеспечивает стабильную работу,
- При сбоях система автоматически переключается на резервные узлы без потери данных,
- В случае ЧС (например, пожар, падение человека за борт), связь с экипажем и пассажирами может быть обеспечена с помощью стационарных телефонов в каютах пассажиров, беспроводных решений (DECT, GSM),
- Коммуникация на различных участках судна: телефоны на палубе, телефоны в машинном отделении, связь рулевого и оператора ручного управления,
- Взаимодействие между всеми зонами судна, включая вход в порт,
- На круизных лайнерах пассажиры ожидают комфорт, сопоставимый с классическими отелями: услуга «будильник», связь с персоналом, бесперебойная работа экипажа, организация работы служб (уборка, обслуживание номеров), обеспечение персонала мобильными устройствами, автоматизация рутинных процессов.
КАТС Максиком предлагает индивидуальные решения, подходящие под любые бизнес-задачи:
- Модульность системы позволяет масштабировать её под растущие потребности,
- Гибкость конфигурации — для адаптации к изменениям в структуре компании.
Надежность, готовность к эксплуатации и полное сервисное сопровождение — ключевые достоинства оборудования Максиком и Максифон
Конструкция и защита оборудования
- Все платы, включая процессор и блок питания, обработаны специальным защитным лаком,
- Лак защищает от влаги, коррозии и агрессивных сред, характерных для морского климата.
Готовность к работе и контроль качества
- Оборудование поставляется в полностью собранном виде,
- Каждая плата и всё устройство проходит индивидуальный контроль качества и дополнительную проверку,
- После установки оконечного оборудования, кросса и подключения питания, система готова к использованию с завода, без необходимости дополнительной настройки.
Без активационных ключей — без лишних затрат
- Для работы и расширения системы не требуются лицензии или активационные ключи, эта статья расходов исключена для заказчика (в отличие от большинства импортных АТС, где ключи приобретаются отдельно).
Поддержка и сервис на всей территории РФ
- Техника Максиком и Максифон поддерживается на протяжении всего срока службы (обеспечено гарантийное и постгарантийное обслуживание).
Монтаж и настройку системы связи могут выполнить:
- Центральный офис,
- Региональные представительства,
- Партнёры компании Мультиком.
КАТС Максиком — надёжный спутник морской связи, созданный для работы там, где устойчивость и безопасность имеют решающее значение.
Мультиком — Российский разработчик систем связи с 1989 года!
