Все решает экономика!
IP-телефония и проводная связь: непримиримое противоречие или содружество? Что лучше: реальная АТС или виртуальная?
IP- телефония имеет как очевидные и неоспоримые преимущества, так и не столь очевидные подводные камни. Поэтому говорить о том, что IP телефония — не просто альтернатива классической телефонной связи, а чуть ли не ее убийца, как минимум, рано, а по существу — неправильно.
О том, что IP АТС и IP телефония в целом — не цель. а средство, и о том, как лучше применить это средство для достижения целей, рассказываем здесь.
А сейчас рассмотрим более узкий вопрос. Предположим. что выбор осознанно сделан в пользу IP АТС. В таком случае, может быть. стоит сделать еще один радикальный шаг — воспользоваться облачными, виртуальными решениями? Удобно. Современно. Много предложений на рынке, значит. есть возможность выбрать оптимальное. Так?
Да, конечно. Но…
Владеть или временно попользоваться – для многих это принципиальный вопрос. Да, ради краткосрочного проекта можно не напрягаться, лучше пользоваться чем-то готовым. Арендовать автомобиль, снять номер в гостинице – есть множество услуг, которые предоставляются на время. Но если собираешься жить долго, то желательно иметь свой дом, свой автомобиль, свою жену. Результат, в принципе, одинаковый, а ощущения разные.
Конечно, дело не только в ощущениях.
Для компаний, которые активно взаимодействуют с клиентами по всей стране, для офисов, которые грамотно применяют современные CRM-системы, виртуальная АТС — действительно очень удобная вещь.
Вас не удивляет, что разработчик и производитель реальных АТС как будто агитирует за виртуальные? Тут нет противоречий. Если что-то хорошо, глупо представлять хорошее в невыгодном свете.
Виртуальные АТС очень многому научились у реальных, и результат этого обучения впечатляет.
Значит ли это, что реальной АТС не место в современном офисе, что виртуальная может заменить ее на все сто? НЕТ! и об этом — в нашем специальном материале о многоканальных номерах, облаке и «железе».
Главное, чтобы костюмчик сидел или о правильной постановке вопроса. Что лучше – реальная мини АТС или облачная?
На самом деле, “что” – это последний вопрос. Все начинается с “зачем”.
Ваша задача – получить результат, т.е. максимально удовлетворяющую систему связи с минимальными затратами на всех стадиях: покупка системы, покупка оконечного оборудования, монтаж, эксплуатация, доступ к низким тарифам IP-телефонии.
Система связи –костюм, который должен сидеть на вашем предприятии как влитой. И если она не жмет, не рвется, не режет в деликатных местах, да еще и прибыль приносит, то какая, в сущности, разница, кому за это говорить спасибо – аппаратной АТС или облачной? Никакой. Поэтому сравнение обязательно нужно привязывать к конкретному предприятию, его структуре, задачам, масштабам и перспективам.
И начинать надо с экономики. В таблице приведены типовые расходы. По каждой позиции они либо есть (+), либо нет (-). Подставив вместо “+” конкретные цифры – применительно к вашей ситуации – вы сделаете объективный вывод.
Стадия/Система |
Реальная |
Виртуальная |
Покупка системы |
+ |
— |
Покупка оконечного оборудования |
+ |
+ |
Монтаж системы |
+ |
+ |
Эксплуатация системы/внутренней сети |
+/+ |
-/+ * |
Оплата услуг |
— |
+ |
Доступ к низким тарифам IP-телефонии |
+ |
+ |
Эксплуатация виртуальной системы входит в стоимость услуг провайдера.
Конечно есть и другие факторы, определяющие выбор.
Вас интересует простой и удобный функционал. Если речь идет о небольшой компании, которая работает в крупном городе, где нет особых проблем с Интернетом, и не ставит перед собой сложных и долгосрочных задач – да, пожалуй. Вы находите надежного провайдера (надежность – понятие относительное, но кто не рискует, тот пьет “Жигулевское”) и буквально в течение дня получаете функционал мини АТС. Для краткосрочного проекта это вообще может стать идеальным решением. Однако, если со временем вы захотите расширить свой бизнес и настроить систему связи на более сложные задачи, это будет непросто сделать. Вряд ли провайдер согласится менять программные решения под ваши индивидуальные потребности, а если и согласится, то стоимость его согласия может вас неприятно удивить.
Вы хотите иметь гибкую систему связи, которая настраивается на конкретные задачи и легко масштабируется, если потребуется. Если так, то облачная АТС – не самое лучшее решение. Во-первых, см. предыдущий пункт. Во-вторых, при усложнении задач увеличивается вероятность потерь пакетов и задержек с их доставкой. В-третьих, аппаратные АТС в принципе обеспечивают существенно более широкий и гибкий функционал. Подробнее о сервисных возможностях реальных АТС (на примере АТС “Максиком)”.
Кстати, если вам необходима IP-телефония, ее можно организовать на базе реальной АТС, например, МХМ 500.
Вам небезразлична безопасность и конфиденциальность. Это сложный момент. Конечно, умельцы разного рода могут подключиться к вашей телефонной линии, подслушивать ваши разговоры и даже звонить по межгороду за ваш счет. Всякое бывает. Однако, телефонные линии – это одно, а ваши базы данных, внутренний документооборот – другое. Вирус, обошедший защитные фильтры провайдера, быстро проникнет в вашу корпоративную сеть, и то, что он там натворит, зависит только от креативности и целей его создателя. В любом случае. ничего хорошего. Кстати, в случае облачной АТС вся ваша номерная база – в распоряжении провайдера…
Вас беспокоит устойчивость и надежность связи. Пара слов о качестве связи. Несмотря на то, что в теории цифровая связи вообще не подвержена помехам, все мы имеем опыт общения по тому же Скайпу, который после каждого разговора спрашивает: «Ну, как? В этот раз удалось?» Потому как хорошо «удается» не всегда.
На телефонных линиях случаются аварии, кто ж об этом не знает? Оборудование тоже не вечное, ни один производитель АТС не даст голову на отсечение, что конкретная станция никогда не сломается. А если даст, то может без нее остаться.
Однако, отказы телефонных линий и сбои в работе оборудования – явление довольно редкое. А вот сбои в работе Интернета случаются гораздо чаще, т.к. интернет-трафик зависит от большего числа факторов. При этом качество связи через облачную АТС напрямую зависит от устойчивости и скорости Интернета. Кроме того, любой сбой электропитания “вырубает” облачную связь, и вы ничего не сможете с этим сделать. Реальные АТС с резервированным электропитанием в таких ситуациях гораздо надежнее. А уж если дополнительно озаботиться качеством электропитания, даже в экстренной ситуации
вы сможете продолжать пользоваться и внутренней связью, и линиями городской телефонной сети. Пожалуй, это стоит иметь в виду.
Вы хотите сократить расходы на связь, не потеряв в ее качестве. Про качество и условия его обеспечения мы уже говорили. Теперь о стоимости. В случае облачной АТС вам не нужно покупать коммутационное оборудование, но оконечное оборудование ( IP-телефоны, IP-шлюзы и обычные телефоны, гарнитуры к компьютерам) все-таки понадобится. Значит, эту статью расходов урезать не удастся. Получается, сэкономить вы сможете только на покупке мини АТС? И это не совсем так. Да, вы ее не покупаете, но зато регулярно платите провайдеру и на самом деле оплачиваете и саму услугу, и далекое “железо”, в которые провайдер вложил немалые средства. Так что, с точки зрения общих затрат на связь, вы фактически покупаете мини АТС, но “частями”, и при это она не еще и не ваша. Кстати. а сколько может стоить ваша? Не самая дешевая мини АТС обойдется примерно в месячную зарплату не самого дорогого сотрудника, но при этом рассчитана лет на десять работы.
В результате, расходы на облачную АТС для небольшой компании в первый год использования могут действительно быть ниже, чем при использовании аппаратных АТС, но начиная со второго года ситуация начинает меняться, и чем дальше, тем сильнее.
Итак, по ряду важных параметров реальные мини АТС пока превосходят облачные. Конечно, технологии развиваются быстро, и то, что сегодня невозможно или реализуемо только частично, однажды будет реализовано на все сто процентов и станет общим стандартом. Но вы все-таки спросите у своего бизнеса – он готов подождать?