закрыть корзину

Меню

Официальный сайт российского разработчика и производителя систем связи "Максиком"

Меню

Построение современной системы связи и безопасности школы на базе IP-решений и единой цифровой АТС: телефония, оповещение и СКУД

В современной школе требования к безопасности и скорости коммуникаций растут каждый день.

Поэтому разрозненные, «островные» системы связи — отдельный аналоговый телефон у секретаря (который не связан с громким оповещением), автономный звонок-сирена и вахтер с журналомуже не справляются с новыми вызовами.

Решением становится переход на единую гибридную инфраструктуру, ядром которой выступает аппаратная IP АТС, которая позволяет объединить лучшее из двух миров: она может продолжать использовать надежные аналоговые линии (как тот самый телефон у секретаря), но при этом интегрирует их с современными IP-технологиями: VoIP-телефонией, IP устройствами громкого оповещения и цифровым контролем доступа (СКУД).

В этой статье мы подробно рассмотрим:

  1. Как на базе единой Цифровой IP АТС строятся ключевые элементы современной и безопасной школы
  2. Задачи и практические решения для внутренней и внешней телефонии (надежная связь между сотрудниками и выход в город)
  3. Общее и экстренное оповещения (сигналы тревоги, объявления для всей школы)
  4. Адресное оповещение (конвергентное решение для объявлений в конкретных классах и кабинетах)
  5. Интеграция с системами контроля и управления доступом (СКУД) — видеодомофоны и шлагбаумы

Что такое «единая IP-инфраструктура» для школ и почему она важна

Что такое "единая IP-инфраструктура" для школ и почему она важна

Подход, при котором все ключевые системы связи работают через единую инфраструктуру. Мозгом такой системы выступает аппаратная цифровая IP АТС. Автоматическая телефонная станция управляет всеми потоками информации, при этом гибко объединяет современные IP-устройства (VoIP) и существующие аналоговые линии.

Почему это так важно для школы?

  • Безопасность: интеграция — это ключ. Аппаратная АТС позволяет системам «общаться» друг с другом. Они не просто существуют параллельно. Например, сигнал с IP-турникета (СКУД) о попытке несанкционированного прохода может мгновенно поступить на IP-телефон или системный телефонный аппарат охраны и одновременно активировать запись с ближайшей IP-камеры,
  • Оперативность: в экстренной ситуации время решает все. Директор может с одного аппарата мгновенно запустить общее экстренное оповещение. Гибкость аппаратной АТС в том, что она отправит сигнал и на современные IP-громкоговорители в новых корпусах, и на аналоговые переговорные устройства в классах. Точно так же можно адресно связаться с одним конкретным классом, не прерывая уроки у остальных,
  • Экономия и гибридность: главная экономия — в поэтапной модернизации. Аппаратная IP АТС позволяет сохранить часть существующей аналоговой инфраструктуры, подключая их к специальным портам. При этом все новые точки оснащаются IP-устройствами, что радикально снижает затраты на монтаж по сравнению с полной заменой «с нуля». А звонки между корпусами по IP (VoIP) становятся бесплатными. Управлять одной конвергентной (объединенной) сетью проще и дешевле, чем несколькими.

Ключевые задачи, которые решает единая IP-система в школе

Ключевые задачи, которые решает единая IP-система в школе

Современные школы представляю собой сложные экосистемы. Количество учеников растет, появляются новые корпуса, а требования к безопасности становятся беспрецедентно высокими.

Школе нужна единая, надежная платформа для коммуникаций, которая объединит персонал, учителей и учеников, повышая и эффективность работы, и уровень безопасности.

Основные потребности и задачи, которые закрывает современная IP-система на базе аппаратной цифровой АТС:

1. Мгновенное оповещение о ЧС и общие объявления

Как в случае ЧС (пожар, тревога) мгновенно оповестить всю школу? Как сделать объявление для одного конкретного класса (например, 5 «Б») или этажа, не отрывая от уроков остальных?

IP-решение: аппаратная IP АТС позволяет оперативно запустить общее экстренное оповещение. Сигнал или голосовое сообщение транслируется через все доступные устройства. Гибкость системы в том, что она может активировать как современные IP-громкоговорители (в коридорах), так аналоговые динамики или переговорные устройства в классах.

Дополнительно: система позволяет делать плановые объявления (например, о начале мероприятия) или адресные (вызвать ученика к директору), используя для этого тот же IP-телефон, системный телефонный аппарат или громкоговоритель в нужном кабинете.

2. Оперативная и бесплатная связь между всеми сотрудниками 

Директору нужно срочно связаться с учителем в кабинете химии. Охраннику на входе нужно вызвать медсестру. Завхозу нужно уточнить детали у сотрудника столовой. Бегать по этажам или звонить на личные мобильные — долго и неудобно.

IP-решение: мгновенные коммуникации. Все сотрудники, от директора до охраны, получают короткие внутренние номера. Звонки между ними абсолютно бесплатны, так как являются внутренними.

Гибридный подход: аппаратная АТС позволяет подключать и современные IP-телефоны (в кабинетах, где есть компьютерная сеть), и обычные аналоговые телефоны (например, в подсобных помещениях или на посту охраны). При этом учителя и администрация могут принимать звонки (VoIP) прямо на свои софтфоны в пределах школьной сети Wi-Fi.

3. Контроль доступа и безопасность периметра 

Как убедиться, что в школу не прошел посторонний? Как охраннику быстро отреагировать на ситуацию у входа?

IP-решение: IP АТС становится центром интеграции для СКУД и видеонаблюдения. IP-видеодомофоны и SIP-камеры у входа подключаются к общей системе. Охранник видит, кто пришел, может поговорить с посетителем и удаленно открыть дверь. Единый комплекс голоса и видео, обеспечивающий полный контроль.

4. Модернизация инфраструктуры и объединение корпусов 

Если у школы несколько корпусов (например, начальная и старшая школа), звонки между ними часто идут «через город», что стоит денег.

IP-решение: IP-телефония (VoIP) используется для связи поверх существующей компьютерной сети. Аппаратная АТС устанавливается в главном корпусе, а в других корпусах достаточно подключить IP-телефоны. Все корпуса объединяются в единую сеть с общим планом нумерации. Звонки между корпусами становятся внутренними и бесплатными (VoIP).

5. Гибкая масштабируемость и повышение эффективности 

Школа развивается, открываются новые классы, растет штат. Как добавить 10 новых точек связи, не перестраивая всю систему? Как быстро проводить «пятиминутки» с учителями?

IP-решение: аппаратные IP-системы легко и гибко масштабируются. Школа может добавлять новых сотрудников, подключая как современные IP-телефоны, так и аналоговые (в служебные помещения).

Кроме того, АТС предлагает функции единых коммуникаций, такие как аудиоконференции и селекторные совещания, позволяя директору или завучу проводить быстрые совещания с учителями, не собирая всех в одном кабинете.

Ядро системы — аппаратная IP АТС

Ядро системы — аппаратная IP АТС

Чтобы все элементы — телефоны, домофоны, громкоговорители — работали как единый слаженный механизм, им нужен центр управления. Такую роль выполняет УАТС (учрежденческая автоматическая телефонная станция) или аппаратная IP АТС.

В современной школе — это сервер безопасности и коммуникаций, который управляет всеми потоками информации, объединяя аналоговый и цифровой (IP) миры. В качестве примера решения, которое часто используется в образовательных учреждениях, рассмотрим возможности на базе цифровой АТС Максиком MXM500P.

1. Гибридность: поддержка всех типов подключений 

Главное преимущество аппаратного решения. Школе не нужно выбрасывать все старое оборудование. АТС позволяет одновременно подключать:

  • IP-устройства (VoIP) — современные IP-телефоны, IP-домофоны, софтфоны на компьютерах,
  • Аналоговые линии — существующие и недорогие аналоговые телефоны (в учительской, столовой, подсобных помещениях),
  • Цифровые потоки (E1) — для надежного подключения большого количества городских линий от оператора связи.

2. Масштабируемость (блочно-модульный принцип) 

Школа растет — система растет вместе с ней. Благодаря блочно-модульному принципу не нужно покупать новую АТС при постройке нового корпуса или увеличении штата.

3. Поддержка широкого спектра оборудования 

К современной АТС можно подключить практически все, что нужно школе:

4. Мощный функционал для оперативной связи 

АТС предоставляет встроенный сервис, крайне важный для учебного процесса:

  • Срочный вызов — уникальная функция, позволяющая директору или охраннику дозвониться со срочным вызовом к занятому абоненту (например, учителю в классе), даже если тот выставил режим “не беспокоить”,
  • Управление вызовами — перехват, перевод звонка, постановка на удержание,
  • Конференц-связь (селектор) —  возможность быстро собрать аудио-совещание (например, с завучами и деканами).

5. Гибкая маршрутизация и автосекретарь — АТС позволяет оптимизировать все звонки:

  • Автоинформатор — входящий звонок встречает голосовое приветствие («Здравствуйте, вы позвонили в школу…»). Если звонящий знает внутренний номер (например, бухгалтерии или медпункта) — он может донабрать его сам, не отвлекая секретаря,
  • Распределение звонков — звонки на публичный номер (например, номер секретаря) при занятости или не ответе могут автоматически перенаправляться на другие аппараты по заданной цепочке (например, в канцелярию),
  • Контроль исходящей связи — можно выделить дорогие городские линии только для руководства, а другим абонентам ограничить выход на межгород, экономя бюджет.

6. Российское производство (Статус ТОРП) 

Для государственных и муниципальных образовательных учреждений это важный фактор. Наличие у оборудования статуса ТОРП (телекоммуникационное оборудование российского происхождения) гарантирует успешное прохождение экспертиз, соответствие требованиям импортозамещения, а также обеспечивает оперативную техподдержку и сервис на территории страны.

Внутренняя и внешняя телефония: надежная связь в каждом кабинете

Внутренняя и внешняя телефония: надежная связь в каждом кабинете

Надежная связь — директору нужно оперативно связаться с учителем в классе, охране — мгновенно вызвать медсестру, а звонки между разными корпусами должны быть внутренними и бесплатными.

Аппаратная IP АТС решает эти задачи, позволяя строить гибкую гибридную телефонную сеть, так как одновременно поддерживает:

  • IP-телефоны — современные аппараты с дисплеями, идеальны для администрации и секретариата,
  • Системные аппараты (пульты) — специальные телефоны для директора или охраны с множеством кнопок для быстрого вызова в одно нажатие и контроля линий,
  • Аналоговые телефоны — простые, надежные и недорогие аппараты, которые идеально подходят для классов, столовой или подсобных помещений.

Гибкая IP АТС (на примере Максиком MXM500P) обеспечивает все ключевые потребности образовательного учреждения:

Гибкая IP АТС (на примере Максиком MXM500P) обеспечивает все ключевые потребности образовательного учреждения:

1. Эффективная обработка входящих звонков

  • Ни один звонок от родителей или вышестоящих инстанций не должен быть потерян,
  • Автосекретарь — входящие вызовы встречает голосовое меню («Нажмите 1 — канцелярия, 2 — бухгалтерия»). Это разгружает секретаря,
  • Многоканальные номера — АТС позволяет принимать звонки на городские номера или даже на номер 8(800) (что актуально для школ с дистанционным обучением). Звонки грамотно распределяются на нужную группу сотрудников (например, «Приемная комиссия»),
  • Гибкая переадресация — если секретарь занят или не отвечает, АТС автоматически перенаправит вызов на другого сотрудника (например, завуча) или предложит оставить голосовое сообщение. 

2. Оптимизация исходящей связи и экономия

  • IP-технологии позволяют существенно экономить на междугородней и международной связи,
  • VoIP-звонки (звонки через интернет) — благодаря IP АТС, школа может совершать дальние звонки через IP-операторов по низким тарифам,
  • Уникальная гибридность — самое важное: чтобы позвонить по IP (например, в министерство в другой город), не обязательно иметь IP-телефон. Учитель может набрать нужный код с обычного аналогового аппарата в учительской, а АТС сама преобразует вызов и отправит его через Интернет,
  • Приоритет для руководства — для директора можно выделить отдельную городскую линию или дать ему приоритет — возможность перехватить линию для срочного звонка.

3. Гибкая и бесплатная внутренняя связь 

Все звонки внутри школы (включая звонки между корпусами по сети ЛВС) становятся бесплатными. АТС позволяет создать четкую структуру:

  • Группы абонентов — сотрудников можно объединять в группы («Администрация», «Учителя начальных классов», «Хоз. часть») со своими правами и приоритетами,
  • Автодозвон — если телефон медсестры занят, охраннику не нужно ждать — АТС сама дозвонится до нее, как только линия освободится.

4. Телефонные конференции и селекторные совещания 

  • IP АТС — это мощный инструмент для оперативного управления. Директор может проводить совещания, не выходя из кабинета,
  • Гибкие селекторы — АТС (как MXM500P) позволяет создавать многоуровневые конференции,
  • Объединение всех — в одном селекторном совещании могут одновременно участвовать:
    • Внутренниеабоненты (завуч с системного аппарата),
    • IP-абоненты (учитель через Wi-Fi),
    • Внешние абоненты (представитель департамента образования, позвонивший с городского телефона).

Системы оповещения (громкое и адресное): от тревоги до вызова к директору

Системы оповещения (громкое и адресное): от тревоги до вызова к директору

Голосовое (речевое) оповещение в школах решает две разные, но одинаково важные задачи:

  1. Общее оповещение (громкая связь): трансляция экстренных сигналов тревоги, общих объявлений (о начале мероприятия) или фоновой музыки в местах общего пользования (коридоры, рекреации, столовая, спортзал, стадион),
  2. Адресное оповещение: прицельная связь с конкретным кабинетом — вызов учителя или ученика к директору, объявление для 5 «Б» класса, экстренная связь с кабинетом в случае ЧС.

Современная аппаратная IP АТС позволяет реализовать обе эти задачи, причем двумя гибкими способами.

1. Полностью IP-система громкого оповещения (для общих зон)

Подход идеален для коридоров, спортзалов и уличных стадионов.

Как это работает:

В нужных точках (зонах оповещения) устанавливаются IP-устройства громкого оповещения (например, переговорное устройство громкой связи «Максифон MXF-IP audio LO» или настенные и рупорные IP громкоговорители Максиком).

  • Гибкость подключения: такие устройства можно подключить как к IP АТС (и они будет работать как IP-телефон с громкой связью), так и напрямую в локальную сеть. Во втором случае оповещение можно запускать прямо с компьютера через специальную программу, что удобно, даже если в школе еще нет IP АТС,
  • Любая мощность: IP переговорное устройство имеет линейный выход. Это значит, что к нему можно подключить внешний усилитель любой необходимой мощности — маленький для холла или огромный для целого стадиона,
  • Приоритет безопасности: система приоритетов — ключевая функция. Например, спортзал: там через усилитель играет музыка для соревнований, и учитель физкультуры говорит в микрофон. Но как только с IP АТС поступает сигнал экстренного оповещения, он имеет наивысший приоритет — музыка и микрофон мгновенно отключаются, и звучит сигнал тревоги,
  • Избирательность (зонирование):  система позволяет делать объявления адресно (только на стадион), групповым (на все коридоры) или общим (на все устройства сразу),
  • «Два в одном» (дуплекс): переговорные IP-устройства — не просто «динамик», но и переговорное устройство (интерком). Они оснащены микрофоном и кнопкой вызова, позволяя не только слушать, но и отвечать (дуплексная связь).

2. Конвергентное решение (для классов и кабинетов)

Устанавливать дорогие IP-устройства в каждый из 50-ти классов — долго и затратно. Здесь на помощь приходит конвергентное (гибридное) решение, которое сочетает мощь IP АТС и экономичность аналоговых технологий.

Суть решения:

Вся администрация (директор, охрана, секретарь) использует современную IP-связь. А в каждом классе и кабинете устанавливается простое, надежное и антивандальное аналоговое переговорное устройство (например, «Максифон MXFvs«).

Как это работает и какие задачи это решает:

  • Адресный вызов «Директор-Класс» — директор со своего IP-телефона набирает номер «105» (5 «А» класс). Устройство в классе автоматически (в режиме автоприема) включает громкую связь, и директор делает объявление, не отвлекая всю школу,
  • Экстренный вызов «Класс-Охрана»: важнейшая функция безопасности! Учителю (или ученику) стало плохо, в классе конфликт или другая угроза. Учитель нажимает одну кнопку на переговорном устройстве. Вызов мгновенно поступает на пульт охраны или директора,
  • Двусторонняя связь (дуплекс) — работает, как полноценный телефон. И директор слышит класс, и класс слышит директора.
  • Экономия и надежность — аналоговые антивандальные устройства (российского производства, как «Максифон») значительно дешевле импортных IP-аналогов, не боятся пыли (IP54), ударов, и их проще монтировать. Такой подход позволяет существенно сэкономить бюджет при оснащении десятков кабинетов.

Интеграция со СКУД: «Свой-Чужой» под полным контролем

Интеграция со СКУД: "Свой-Чужой" под полным контролем

Безопасность школы начинается с периметра — калитки, входа в здание. Система контроля и управления доступом (СКУД) не должна быть островком, живущим своей жизнью. В современной школе она полностью интегрирована в единую систему связи на базе аппаратной IP АТС.

В чем главный плюс? Для управления доступом охраннику или секретарю не нужен отдельный пульт домофона. Контроль осуществляется прямо с его рабочего телефона — это может быть:

  • Системный аппарат (СТА) — пульт с множеством кнопок для оперативной связи,
  • Персональный компьютер — со специальным ПО.

Как это работает на практике: IP-домофония 

  • На входе в школу (калитка, тамбур) устанавливается IP-домофон (например, антивандальный «Максифон MXF IP video»),
  • Вызов — посетитель нажимает кнопку вызова на IP-домофоне,
  • Мгновенный звонок — устройство совершает IP-звонок (SIP-вызов) прямо на телефон охраны (или секретаря),
  • Видео и голос — охранник видит видео с встроенной камеры домофона на экране и может поговорить с посетителем (дуплексная связь),
  • Открытие двери — убедившись, что это «свой», охранник нажимает кнопку на своем телефоне (например, «звездочку» *), и IP АТС дает команду исполнительному устройству (электрозамку) открыть дверь.

Преимущества IP-интеграции СКУД:

  • Гибкая маршрутизация вызововIP АТС позволяет настроить «умные» сценарии. Если охранник на посту не отвечает в течение 15 секунд (например, отошел), АТС автоматически переадресует вызов с домофона на следующий номер — например, секретарю или завучу,
  • Интеграция с видеонаблюдением — IP-домофон можно связать с дополнительной IP-камерой. Например, при звонке охранник увидит на экране два изображения: лицо посетителя (с домофона) и общий план входной группы (с обзорной камеры),
  • Антивандальность — оборудование для входа (как «Максифоны») обычно имеет антивандальное исполнение и защиту от пыли и влаги (IP54), что важно для уличной установки в школе,
  • Доступная среда — существуют специальные IP-решения для слабослышащих посетителей. К домофону (например, «Максифон MXF IP audio» с лин. выходом) подключается индукционная петля, которая передает звук напрямую на слуховой аппарат.

Конкретные примеры и сценарии в школах: как IP связь работает на практике

Давайте посмотрим, как все описанные компоненты (IP АТС, телефония, оповещение и СКУД) работают вместе в трех типовых школьных ситуациях.

1. «Чрезвычайная ситуация»

Учитель в классе на втором этаже замечает задымление или другую угрозу. Нужна немедленная и тихая тревога, а затем — общая эвакуация.

Как решает IP-система: «тихая» тревога (Класс-Охрана) -учитель нажимает одну тревожную кнопку на аналоговом переговорном устройстве («Максифон») в своем кабинете.

Мгновенная реакция АТС: аппаратная IP АТС мгновенно получает сигнал и обрабатывает вызов с наивысшим приоритетом.

Автоматические действия (АТС): станция одновременно выполняет несколько запрограммированных действий:

Звонок охране — направляет срочный вызов на системный телефон охраны и IP-телефон директора. Приняв вызов, охрана может включить аудиомониторинг (скрыто прослушать, что происходит в классе), чтобы оценить обстановку, не выдавая себя.

Запуск оповещения: после подтверждения угрозы (или по нажатию кнопки на своем телефоне) директор или охранник активирует общее экстренное оповещение.

Трансляция — предзаписанное сообщение «Внимание! Эвакуация!» или сигнал тревоги транслируется на все устройства: на IP-громкоговорители в коридорах и спортзале, а также на все аналоговые интеркомы в других классах.

2. «Учебный процесс»

Адресное объявление. Директору нужно срочно вызвать ученика Иванова из 5 «Б» к себе, не прерывая уроки во всей школе.

Вызов: директор со своего IP-телефона набирает короткий номер 105 (внутренний номер 5 «Б» класса).

Адресное оповещение: IP АТС направляет вызов на аналоговое переговорное устройство в 5 «Б». Устройство автоматически (в режиме «автоприема») включает громкую связь.

Результат: директор говорит: «Иванова из 5 ‘Б’ просим подойти в кабинет директора». Это слышат только в 5 «Б» классе.

3. Селекторное совещание.

Завучу нужно провести быструю «пятиминутку» с учителями математики, которые находятся в разных кабинетах.

Инициация: завуч со своего системного аппарата активирует функцию «Конференция» (селектор).

Сбор группы: набирает номера учителей из заранее созданной группы «Математики».

Результат: IP АТС собирает всех в единую аудиоконференцию. При этом неважно, у кого какой телефон: один учитель может быть на IP-телефоне в учительской, второй — на аналоговом телефоне в лаборантской, а третий — на софтфоне (на ноутбуке) в своем кабинете. Совещание проходит за 5 минут без необходимости собирать всех физически.

4. «Контроль доступа»

Родитель пришел забрать ребенка. Он стоит у закрытой калитки.

Вызов: родитель нажимает кнопку на IP-видеодомофоне («Максифон IP video«), установленном у калитки.

Видеозвонок:  IP АТС мгновенно направляет видеозвонок на пост охраны.

Диалог: охранник видит лицо посетителя на своем экране. Охранник: «Здравствуйте, вы к кому?» Родитель: «Добрый день, я за Петровым из 2 ‘А'».

Удаленное открытие: охранник сверяется со списком, и, убедившись в личности, нажимает одну кнопку (например, * или #) на своем телефоне.

Результат: IP АТС посылает команду на электрозамок, и калитка открывается. Доступ предоставлен, но посторонний не прошел.

Безопасная, современная и экономичная школа

Переход на единую систему связи на базе аппаратной IP АТС — стратегический шаг к построению по-настоящему современной, управляемой и, что самое главное, безопасной образовательной среды. 

Цифровая IP АТС (такая как Максиком MXM500P) позволяет связать в единый узел все, что раньше жило своей жизнью:

  • Телефонию (внутреннюю и внешнюю),
  • Системы оповещения (общие и адресные),
  • Контроль доступа (СКУД, IP-домофоны).
  • В экстренной ситуации система реагирует как единый организм. Нажатие одной тревожной кнопки в классе может одновременно вызвать охрану, активировать общее оповещение и передать видео с камер — все это за секунды, которые решают всё,
  • Школе не нужно тратить огромные бюджеты на полную замену всей инфраструктуры «с нуля». Аппаратная АТС позволяет провести грамотную модернизацию: сохранить существующие аналоговые линии (телефоны, интеркомы в классах) там, где это целесообразно, и при этом внедрить современные IP-технологии (видеодомофоны, телефоны у администрации) там, где они нужнее всего,
  • Использование существующей локальной сети (ЛВС) для всех коммуникаций радикально снижает затраты на прокладку кабелей. А звонки (VoIP) между разными корпусами или филиалами становятся абсолютно бесплатными,
  • Модульный принцип построения АТС позволяет школе развиваться, не меняя ядро системы. Появился новый корпус или класс? Достаточно добавить нужную плату или подключить новый IP-телефон.

Внедрение единого IP-решения превращает школу из набора разрозненных кабинетов в целостный, контролируемый и оперативно управляемый комплекс, где технологии служат главной цели — обеспечению комфортного и безопасного учебного процесса.

Мультиком — Российский разработчик систем связи с 1989 года!

 

Построение современной системы связи и безопасности школы на базе IP-решений и единой цифровой АТС: телефония, оповещение и СКУД

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с Официальным уведомлением и политикой конфиденциальности.
Скрыть