закрыть корзину

Меню

Официальный сайт российского разработчика и производителя систем связи "Максиком"

Меню

SIP-транк

SIP-транк: что это и как используется.  Сип-транки в системах телефонной связи “Максиком”.

Сип-транк: - что нужно об этом знать

Что такое SIP- транк (sip-trunk, сип-транк). Определение и сопутствующие понятия.

Определение SIP-транка.

Sip-транк в телефонии — виртуальная магистраль (транк), которая соединяет оборудование провайдера IP телефонии с клиентской IP инфраструктурой.

SIP0транк - логическая схема

Понятие “магистраль” предполагает нечто масштабное, “многополосное”, поддерживающее интенсивный трафик. И это действительно так. Через сип-транк можно подать произвольное количество номеров. Более того, по каждому номеру — произвольное количество одновременных разговоров. То есть. емкость и пропускная способность сип-транка формально ничем не ограничены. Этим SIP-транк  отличается от цифровой технологии ISDN. В рамках ISDN количество одновременных голосовых каналов не может превышать определенного предела.. Например, по цифровому потоку Е1 можно подать до 30 одновременных голосовых каналов.

 

Почему SIP-транк называют виртуальным каналом?  

SIP-протокол - взаимодействие с другими протоколами.

Дело в том, что протокол SIP (session initiation protocol или протокол установления соединения) работает “поверх” IP -сети.  Эту сеть образуют и магистральные линии, и ответвления, и локальные подсети. В узлах располагаются коммутаторы (центры коммутации пакетов), мультиплексоры. маршрутизаторы и другое оборудование. А теперь представьте себе. что на огромной и мелкоячеистой  сетке мы отметили две точки: двух участников телефонного разговора. Как определить, какой именно из тысяч потенциальных маршрутов свяжет их в конкретный момент времени?  В сущности — никак, да это и не требуется.  Главное, чтобы оба участника имели свои уникальные идентификаторы и возможность найти друг друга по этим идентификаторам. Поэтому важнейшим моментом в SIP протоколе и SIP -транкинге являются уникальные индентификаторы клиентов

Протокол SIP сам по себе не занимается передачей голосовых данных. Этот короткий и простой протокол лишь организует открытие каналов связи между участниками разговора, а затем — разъединение.  Всю остальную работу выполняют другие протоколы. Иными словами, SIP — протокол вначале получает согласие от участников на открытие временного сообщения между точками, затем договаривается с другими протоколами об оказании транспортных и других услуг, а они. в свою очередь, “везут и оказывают”. 

 “Интересы”  клиентов в сети представляют прокси-серверы, на которых регистрируют SIP-аккаунты.  Реальный физический адрес клиента может сколь угодно часто меняться. но его идентификатор остается одним и тем же. 

Подробнее о построении IP — сетей — в статье “Как работает IP телефония” на нашем сайте.

В чем заключается роль провайдера.

 

Оборудование провайдера, собственно, и является тем ключом, с помощью которого можно открыть дверь в сеть. И не просто открыть, а использовать возможности VOIP-телефонии по SIP протоколу. 

Вот это оборудование в первую очередь и будет определять реальные характеристики сип-транка: емкость, пропускную способность и качество передачи голоса.

Как и во всех других сегментах рынка, поставщики услуг IP телефонии различаются по многим параметрам: и по качеству предоставляемых услуг, и по их спектру и объему.. Ну и по цене. конечно.  По этому поводу регулярно публикуются различного рода обзоры, списки лучших (вот пример одного из них). 

Так или иначе, провайдер — царь и бог. Какое бы оборудование ни стояло на стороне клиента, неудачный выбор провайдера может свести на нет все преимущества сип-транкинга. 

Так сколько SIP-транков на самом деле нужно предприятию? Казалось бы, странный вопрос, ведь формально емкость и пропускная способность транка не ограничены.  

Но сначала ответим на другой вопрос.

 

Для чего нужен SIP-транк.

Если речь идет об использовании сип-транков в корпоративной телефонии, речь идет о следующих возможностях:

  • Каналы связи между ТСОП (телефонной сетью общего пользования) и АТС предприятия. В этом случае весь трафик или часть трафика между городской станцией и АТС предприятия идет по IP через сип-транк или несколько сип-транков.  Если АТС предприятия аналоговая. то к портам СЛ необходимо подключить VOIP шлюзы FXS.  Конечно, гораздо удобнее подключать sip-trunk к корпоративной сети. если в ее основе — IP АТС.
  • Канал связи между АТС одного и того же предприятия, расположенных на значительном удалении друг от друга. В этом случае без провайдеров IP телефонии тоже не обойтись.
  • Канал связи между АТС одного и того же предприятия. расположенных на одной территории и на незначительном удалении друг от друга. В этом случае SIP-транк организуют без участия интернет-провайдера, используя локальную сеть предприятия.

Теперь можно вернуться к оценке количества SIP-транков и SIP-каналов.

 

SIP-транки, SIP-каналы  и штат предприятия.

Если SIP-транк — это многополосная магистраль, то SIP-канал — одна полоса на ней. В данный момент она занята конкретным телефонным разговором.  Кстати, входящий это звонок или исходящий — не имеет значения. На одном конце этого канала находится сотрудник офиса. Конечно, он может вести два разговора одновременно, постоянно переключаясь между ними. Однако,  если офис работает так постоянно, это достанет и сотрудников, и клиентов. Значит, количество требуемых SIP каналов определяется количеством сотрудников, которые сидят на телефонах.  Например, если транк обеспечивает 100 SIP каналов, а сотрудников всего 5, то львиная доля звонков останется неотвеченными, или клиенты будут вынуждены ждать очереди. 

Еще один вопрос — количество телефонных номеров, которые подаются в один SIP-транк. Теоретически можно сколько угодно. но в большинстве случаев достаточно одного, но многоканального. То есть, номер один, а SIP-каналов, которые подаются в транк — много. Точнее. столько, сколько реально может “потянуть” предприятие.

Также  важно понимать, для каких целей и подразделений предприятия используются SIP-транки.  Например, у отдела продаж и отдела возврата крупного торгового предприятия — принципиально разные задачи.  Может быть. есть смысл выделить для этих целей два разных сип-транка, при этом две разных SIP-магистрали будут содержать разное количество “полос”.

Кроме того, стоит учесть,  что транки иногда могут “падать” — например, в случае проблем с оборудованием провайдера. Вместе с транком “падает” и вся система IP телефонии. Поэтому вполне возможно, что потребуются резервные транки.

Наконец, существуют и более сложные схемы. когда транк покупают у одного оператора, а номера — у другого.

 

Учрежденческая АТС и возможности подключения SIP-транков. На примере АТС МАКСИКОМ MXM500P.

Телефонная связь на предприятии, как правило, обеспечивается  комплексом оборудования, ПО и средств связи, который не ограничивается IP телефонией.  Многие предприятия используют аналоговые телефонные линии, беспроводные сети DECT и не собираются полностью от них отказываться. Более того, в систему связи входят и громкоговорящая связь, и двусторонняя диспетчерская связь, и другие возможности.

Поэтому SIP-транк (сип-транки) стоит рассматривать не как единственный способ организации корпоративной телефонии, а как один из способов, который интегрирован в систему связи предприятия.

MXM500P И IP500P — совместная работа.

 

SIP-телефония - логическая схема АТС с IP платой

В связи с этим особое внимание стоит уделить архитектуре учрежденческой станции.  Одним из примеров  является цифровая АТС МАКСИКОМ MXM500P.  Конечно, к портам СЛ этой станции можно подключить VOIP-шлюзы и обеспечить IP трафик через SIP-транк. Но есть другая. гораздо более интересная возможность. И это  — превращение цифровой станции в цифровую аппаратную IP АТС.

Подробнее о том. как это делается, в статье “аппаратная IP АТС”, на “личной странице” MXM500P в Каталоге, а также в руководстве по использованию IP платы.

С точки зрения SIP-транкинга, IP плата станции дает большие возможности. Можно сказать. что запас таковых превышает реальные потребности большинства предприятий. К одной IP плате можно подключить до 64 SIP-транков от разных провайдеров. 

SIP-транк - настройка учетной записи

SIP-транки подключают (точнее, настраивают) через VOIP-сервер. который расположен на самой плате.  Через этот сервер осуществятся все SIP-соединения, в том числе, соединения по сип-транку. 

Каждый SIP-транк имеет свою учетную запись на VOIP-сервере платы.

В ходе конфигурирования SIP-подключений также выполняется настройка SIP-протокола.

 

Подключение к SIP-провайдеру для организации сип-транка. Однонаправленные и двунаправленные SIP-транки.
SIP-транк. который соединяет IP АТС предприятия и сервер провайдера, называется однонаправленным.  

На рисунке ниже — логическая схема соединения на примере подключения к sipnet. 

Однонаправленный SIP-транк - логическая схема

После того. как SIP-trunk  с конкретным провайдером создан, настраивают входящие и исходящие вызовы. 

(!) Помимо IP клиентов станции часто есть и другие — аналоговые и цифровые абоненты МАКСИКОМ MXM500P.  Этих абонентов в системе IP связи называют MXM-клиентами. Их учетные записи должны быть созданы в отдельном разделе конфигуратора станции. После этого можно создавать конкретные номерные планы, т.е. включать в систему связи через сип-транк конкретных абонентов станции.

Двунаправленный SIP-транк используют в тех случаях, если для организации корпоративной сети нужен т.н. вынос.

Двунаправленный SIP-транк - схема.

Абонентский вынос — организация связи с территориально удаленным подразделением в рамках единой корпоративной сети.

Пример — центральный офис компании и производственный комплекс. расположенные в разных местах.

В подобных случаях потребуются две IP АТС, которые будут связаны двунаправленным Сип-транком. Логическая схема соединений представлена ниже.

После того, как все настройки сделаны, связь по SIP-транку полностью интегрируется в систему корпоративной связи. 

 

SIP-транк — это и просто, и непросто.

Все современные технологии имеют простые или относительно простые интерфейсы управления и очень сложную структуру. которая скрывается под внешней простотой.

Поэтому образные, как бы понятные и популярные описания и самих технологий, и их преимуществ никак не заменят реальность.

Реальность создают и поддерживают профессионалы. И в области сип-транкинга, и в части подбора оборудования, и в сфере его настройки. И только тогда. когда они честно выполнят свою работу, реальность станет похожей на ее рекламное описание. А вот насколько похожей — зависит от того, кого выберете для решения задачи.

Впрочем, сказанное относится не только к сип-транкам, а к системам связи в целом. И не только к ним.